Захарова Маргарита Юрьевна, клинический перинатальный психолог, сертифицированный психокинезиолог, специалист по юнгианской песочной терапии sandplay, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, Член Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров им. В.А. Ананьева.
Специалист по медицинскому массажу и ЛФК.
Перинатальная психология представляет собой «область психологической науки, изучающей психические и психологические процессы, происходящие в системе «мать – дитя» и связанные с зачатием, беременностью, родами и развитием ребенка до трехлетнего возраста» (И.В. Добряков).
- психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие (проработка мотивов рождения беременности, собственного отношения к теме материнства, диагностика и формирования психологической готовности к материнству, рассмотрение благополучных периодов для зачатия относительно стадий жизненного цикла супружеской пары и др.);
- активизация внутренних ресурсов будущей матери: личностный; эмоциональный; когнитивный; операциональный (на уровне действий и навыков); психофизиологический;
- психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие при помощи применения вспомогательных репродуктивных технологий (на этапах от принятия решения участив в программе и до сопровождения в родах и после рождения ребенка);
- психологическая помощь при работе с бесплодием (психологический фактор);
- психологическое консультирование и поддержка в ситуациях репродуктивного выбора, рождения ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья;
- психологическая помощь в проживании горя и потери;
- индивидуальное психологическое сопровождение беременности, включающее в себя психологические особенности беременности, работа с эмоциями и переживаниями беременной, подготовка к родам, перинатальное воспитание ребенка и многое другое;
- психологическое консультирование женщин в послеродовой период (профилактика послеродовой депрессии, проработка «новых» отношений в семье с мужем, старшими детьми и родителями в связи с появлением нового члена семьи и т.д.);
- подготовка к родительству (внимание: уже в беременность мы готовимся не просто к родам, а к РОДИТЕЛЬСТВУ. И такая подготовка сильно отличается от той, которую ведут акушеры);
- отношения с собственной матерью (получилось ли «отделиться», выйти из состояния слияния, получается ли выстраивать отношения с ней на уровне взрослый-взрослый);
- проживание беременности (с какими эмоциями; как выстраивается контакт с малышом уже сейчас, отношения с отцом ребенка;
- детская психология.
Перинатальная психология изучает психологические особенности жизни человека от зачатия до первых лет жизни. При этом в центре внимания перинатального психолога диада (пара) мама-малыш, то есть мама и ребенок рассматриваются не по отдельности, а как система, в которой каждый элемент влияет друг на друга. Диада мама-малыш начинает формироваться в беременность, во время рождения и существует первые несколько лет жизни малыша. Почему диада? Конечно, для малыша также важен папа и другие близкие члены семьи. Однако, очень важно, чтобы у младенца сформировался близкий, доверительный контакт с одним взрослым, и обычно в нашей культуре это мама. Такой контакт в перинатальной психологии называется особенным термином – привязанность. В современной психологии развития доказано, что то, как выстраивались первые отношения, сильно влияет на все последующие отношения в нашей жизни. Поэтому так важно, чтобы мама с одной стороны, была «достаточно хорошей матерью» (Д.Винникот), при этом давала малышу не только «молоко» (что-то полезное), но и «мед», то есть радость жизни (Э.Фромм).
Тонкости материнства, отношений между мамой и малышом изучает перинатальная психология. Таким образом, перинатальный психолог помогает родителям в формировании их индивидуального стиля воспитания данного конкретного малыша на данном конкретном этапе его развития. Универсальных рецептов нет. Есть вы и ваш малыш в данный момент времени (через пол года-год ребенок решает уже совсем другие задачи развития и стиль воспитания тоже меняется).
Когда и по каким вопросам можно обращаться к перинатальному психологу?
В период подготовки к беременности:
- мотивация рождения ребенка (Почему я хочу ребенка? Какие у меня есть по этому поводу – опасения, ожидания, надежды?);
- мои собственные отношения с темой материнства (как сформировалась моя роль как будущей мамы на разных этапах моего развития – в отношениях с моей мамой в раннем детстве и позже; в том, как я играла в куклы в 3-6 лет; был ли опыт няньчанья реальных малышей в 6-10 лет; как прошел период выстраивания отношений с противоположным полом в подростковом возрасте);
- внутренние ресурсы будущей матери: личностный; эмоциональный; когнитивный; операциональный (на уровне действий и навыков); психофизиологический;
- поддержка в переживании утрат, если были (выкидыши, аборты, смерть ребенка);
- при бесплодии (перинатальный психолог помогает разобраться в психологических причинах).
В период беременности:
- как я проживаю беременность (с какими эмоциями; как выстраиваю контакт с моим малышом уже сейчас); – отношения с отцом ребенка;
- отношения с собственной матерью (получилось ли мне «отделиться», выйти из состояния слияния, могу ли я выстраивать отношения с ней на уровне взрослый-взрослый)
- психологическая подготовка к родам
- подготовка к родительству (внимание: уже в беременность мы готовимся не просто к родам, а к РОДИТЕЛЬСТВУ. И такая подготовка сильно отличается от той, которую ведут просто акушеры.)
Период родов:
- психологическое сопровождение и поддержка во время родов.
Послеродовый период:
- выстраивание первого контакта с малышом;
- основы налаживания грудного вскармливания;
- состояние мамы в период новорожденности (профилактика послеродовых депрессий);
- сопровождение семьи в критический период ее жизни (в системной семейной терапии первый год жизни с малышом – всегда кризисный, когда происходит сильнейшая перестройка в семейной системе и важно прожить этот период конструктивно);
- развитие внутренних ресурсов матери (использование всех средств контакта с малышом; развитие эмоциональной компетентности; развитие конкретных умений, навыков и т.д.);
- помощь в развитии способности обращаться за внешней поддержкой (семья, друзья, социальные институты);
- психологическое консультирование, психотерапия в случае сложных эмоциональных состояний, с которыми сама мама не справляется (например, сильная тревога).
Время, когда происходит постепенное отделение малыша (кризис 1 года; кризис 2-3 лет):
- у мамы есть две важные функции: дарить безусловную любовь и помочь малышу постепенно отделиться. Как это делать мягко, не привязывая к себе малыша, но и не отвергая его? Задача трудная. И если у мамы она не решена в отношениях с собственной мамой, то ей может быть трудно эту задачу решать со своим малышом. И в такой ситуации может быть полезна помощь перинатального психолога.
Важно просто знать, что на каком бы этапе своего пути – личного или родительского – вы не находились, всегда есть возможность и право искать и получать поддержку, в том числе профессиональную. И это не будет означать, что «со мной что-то не так», или я расписываюсь в своей беспомощности. Потому что именно в такие переходные моменты, каким является рождение малыша, осознание сложностей этого перехода и способность с ними справиться и может оказаться тем самым шагом вперед, к более предпочитаемой жизни. Более счастливой жизни – уже в новом мире, в котором теперь есть или скоро появится ребенок.