Фонетическое речевое нарушение проявляется в искаженном и неточном произношении звуков одной или более категорий (шипящие, свистящие и так далее). При этом нарушение слуха не наблюдается. Какого полная симптоматика заболевания? Чем оно провоцируется? И какие методы лечения наиболее эффективны?
Симптоматика
Симптоматика проявляется в следующем. Ребенок может слитно произносить проблемные для него звуки, неверно вставлять их в словах, заменять на более простые для его произношения. Кроме того, детям с фонетическим нарушением речи трудно придумывать слова с наличием данных звуков. И, самое главное, – они не понимают смысл звуков, поэтому применяют их в самых разных словах беспорядочно.
Наименование | Перечень звуков |
---|---|
свистящие | «ц», «с» (мягкий и твердый), «з» (мягкий и твердый); |
сонорные | «р» (мягкий и твердый) и «л» (мягкий и твердый); |
звонкие | «г», «б», «в», «д», «ж» и «з»; |
мягкие | «д», «н» и мягкий «т»; |
заднеязычные | «г» (твердый и мягкий), «к» (твердый и мягкий), «х» (твердый и мягкий); |
шипящие | «ш», «щ», «ж» и «ч». |
В зависимости от выявленных симптомов определяется степень заболевания.
Степени
- Простое нарушение. Если ребенок не произносит звуки только из единственной группы, то такое нарушение называется мономорфным. Другие названия: «простое», «частичное».
- Сложное нарушение. Если же из двух и более, – полиморфным. Другие названия: «сложное», «диффузное».
Последствия
Ребенок с подобным речевым дефектом, во-первых, допускают ошибки в произношении. Во-вторых, натыкаясь на проблематичные для него буквы, читает их медленно и/или неправильно. А в-третьих, во время письма заменяет буквы на другие или совсем пропускает их. Это отрицательно сказывается на успеваемость детей в детском садике, начальной школе, а затем – в средней.
Причины
Фонетическое нарушение речи возникает из-за трудностей, связанных с развитием органов артикуляционного аппарата. Причины дефекта спровоцированы проблемами в формировании артикуляционной моторики или расстройством нейродинамики. В первом случае причинами служат парезы нерва (лицевого, тройничного или подъязычного). В случае же с расстройствами нейродинамики – недостаточность межанализаторных связей или затруднения в процессах, протекающих в коре мозга (возбудительный и тормозной процессы).
Фонетические нарушение речи у детей: лечение
Кто выбирает стратегию?
Как избавляться от недуга решают совместно и обоюдно следующие эксперты: педиатр, детский психолог и детский логопед. Большая часть ответственности возлагается, конечно, на логопеда.
Как происходит лечение?
Занятия с логопедом – ключ к коррекции речевого дефекта. Во время уроков специалист в первую очередь провоцирует у ребенка желание изучать другие звуки. Как только интерес появляется, дети начинают подражать звукам, пытаются различать их между собой и так далее.
В результате занятий с логопедом (в зависимости от выбранной тактики лечения):
- вырабатываются точные и правильные произношения звуков;
- нормализуется работа органов артикуляционного аппарата;
- развивается слух, внимание, память;
- улучшается восприятие окружающей речи;
- формируется практический навык: дети могут дифференцировать звуки;
- развивается навык связанной речи и так далее.
Чем еще полезные занятия?
Логопедические уроки не только позволяют избавиться от фонетического нарушения речи. Дети становятся более сконцентрированными, внимательными и приспособленными к получению новых знаний и навыков.
Как проходят уроки?
Постулаты, на которые ориентируется эксперт, – аккуратность, постепенность в действиях и обязательное соблюдение систематичности. Обычно занятия проводятся в индивидуальном порядке и длятся не более получаса. В зависимости от степени развития дефекта назначается от двух до трех еженедельных занятий с логопедом.