Фонетические нарушение речи у детей: симптомы, причины и лечение

Фонетическое речевое нарушение  проявляется в искаженном и неточном произношении звуков одной или более категорий (шипящие, свистящие и так далее). При этом нарушение слуха не наблюдается. Какого полная симптоматика заболевания? Чем оно провоцируется? И какие методы лечения наиболее эффективны?

Симптоматика

Симптоматика проявляется в следующем. Ребенок может слитно произносить проблемные для него звуки, неверно вставлять их в словах, заменять на более простые для его произношения. Кроме того, детям с фонетическим нарушением речи трудно придумывать слова с наличием данных звуков. И, самое главное, — они не понимают смысл звуков, поэтому применяют их в самых разных словах беспорядочно.

Какие звуки вызывают трудности:

 

Наименование Перечень звуков
свистящие «ц», «с» (мягкий и твердый), «з» (мягкий и твердый);
сонорные «р» (мягкий и твердый) и «л» (мягкий и твердый);
звонкие «г», «б», «в», «д», «ж» и «з»;
мягкие «д», «н» и мягкий «т»;
заднеязычные «г» (твердый и мягкий), «к» (твердый и мягкий), «х» (твердый и мягкий);
шипящие «ш», «щ», «ж» и «ч».

В зависимости от выявленных симптомов определяется степень заболевания.

Степени

  • Простое нарушение. Если ребенок не произносит звуки только из единственной группы, то такое нарушение называется мономорфным. Другие названия: «простое», «частичное».
  • Сложное нарушение. Если же из двух и более, — полиморфным. Другие названия: «сложное», «диффузное».

Последствия

Ребенок с подобным речевым дефектом, во-первых, допускают ошибки в произношении. Во-вторых, натыкаясь на проблематичные для него буквы, читает их медленно и/или неправильно. А в-третьих, во время письма заменяет буквы на другие или совсем пропускает их. Это отрицательно сказывается на успеваемость детей в детском садике, начальной школе, а затем – в средней.

Причины

Фонетическое нарушение речи возникает из-за трудностей, связанных с развитием органов артикуляционного аппарата. Причины дефекта спровоцированы проблемами в формировании артикуляционной моторики или расстройством нейродинамики. В первом случае причинами служат парезы нерва (лицевого, тройничного или подъязычного). В случае же с расстройствами нейродинамики – недостаточность межанализаторных связей или затруднения в процессах, протекающих в коре мозга (возбудительный и тормозной процессы).

Фонетические нарушение речи у детей: лечение

Кто выбирает стратегию? Как избавляться от недуга решают совместно и обоюдно следующие эксперты: педиатр, детский психолог и детский логопед. Большая часть ответственности возлагается, конечно, на логопеда.

Как происходит лечение?

Занятия с логопедом – ключ к коррекции речевого дефекта. Во время уроков специалист в первую очередь провоцирует у ребенка желание изучать другие звуки. Как только интерес появляется, дети начинают подражать звукам, пытаются различать их между собой и так далее.

В результате занятий с логопедом (в зависимости от выбранной тактики лечения):

  • вырабатываются точные и правильные произношения звуков;
  • нормализуется работа органов артикуляционного аппарата;
  • развивается слух, внимание, память;
  • улучшается восприятие окружающей речи;
  • формируется практический навык: дети могут дифференцировать звуки;
  • развивается навык связанной речи и так далее.

Чем еще полезные занятия?

Логопедические уроки не только позволяют избавиться от фонетического нарушения речи. Дети становятся более сконцентрированными, внимательными и приспособленными к получению новых знаний и навыков.

Как проходят уроки?

Постулаты, на которые ориентируется эксперт, — аккуратность, постепенность в действиях и обязательное соблюдение систематичности. Обычно занятия проводятся в индивидуальном порядке и длятся не более получаса. В зависимости от степени развития дефекта назначается от двух до трех еженедельных занятий с логопедом.